Чтобы песня пелась и играть хотелось

Журнал
"Источник"
для нового поколения
поющих под аккорды
пианино и гитары


Здравствуйте, мои дорогие - ученики, читатели, коллеги!

Всем весеннего настроения!


Хорошая новость.
Видеопесенник "Застольные песни для души"
из Комплекта для Новичка,
теперь можно заказать отдельно,
как самостоятельный курс.
Песенник обновлен и дополнен разборами.

Подробнее о курсе-песеннике здесь:
https://gitara-uroki.ru/videopesennik-kak-rabotat-s-pesnej-klavishi/

Ваш учитель - всегда рядом

Снова и снова радуюсь вместе с вами вашим успехам, о которых узнаю из обратной связи.

Как же я люблю получать ваши видеоотчёты! Люблю наблюдать, как развиваются и крепнут ваши пальчики. Как кисти рук превращаются в порхающих по клавиатуре птиц. То, что вчера казалось непостижимым, сегодня идёт легко, и не верится, что это было сложно. Как ребенок, научившись ходить, никогда уже не вспомнит, что он этого не умел.

А помните ли вы первые шаги своих пальчиков по клавиатуре? Поскольку мои ученики далеко не дети и аккомпанемент осваивают во взрослом возрасте, они должны хорошо понимать свои первые действия, чтобы точно знать, что движутся в нужном направлении и не тратят время впустую.

Сегодня наблюдениями за своим развитием в обучении на пианино с нуля с нами делится  ученик Школы Александр Гуляев из Нижнего Новгорода.

В течении 6-ти месяцев от начала знакомства с пианино Александр фиксировал в журнале свои первые ощущения, впечатления, состояние рук, сложности и победы. Как врач-хирург, он понимал - когда в работе мышцы, это серьезно, надо наблюдать, что происходит с руками. Понимать, как работает механика рук, надо для того, чтобы сэкономить время на обучение и увидеть результат быстрее.

"Легко! Всего один месяц, и умеешь играть!"

02.07.2018 – Начало учёбы

1-й Курс – "Легко! Всего 1 месяц, и умеешь играть!" "Но, чуток поболит)".

Итак - За 2 недели:
- обучил правую руку
- изучил басы и все аккорды (знакомство с гармониями).

Да, друзья, именно знакомство с гармонией именно в первые дни работы с инструментом. Именно без нот, сразу двумя руками и по всей клавиатуре! Это и есть жемчужина моей авторской программы и методики, с начала 80х годов.

Академические музыканты в недоумении, мол, это не правильно, нужно начинать с нот и только с нот! Но когда видят игру моих учеников, пребывают в шоке, не верят своим глазам и ушам - как же так, ведь этого не может быть!

Видя насколько сильно и горячо желание взрослого человека научиться играть на пианино хотя бы для себя (а на изучение нотной теории у него нет 5-7 лет жизни), я и посвятила время созданию обучающей программы для взрослых "Аккомпанемент на пианино".

Цель программы проста - человек сразу учится играть любимые песни и мелодии без нот. Исполняет свою мечту. И при этом понимает, что делают руки. 

1 месяц:
- соединил руки!!! Отрабатываю арпеджио левой и правой. Пытаюсь подключать в игру октавные басы.

- Уже можно аккомпанировать песням или мелодии.
  Пальцы ещё не слушаются, но пытаюсь.

Ваш курс для беглости рук - это открытие, диссертация! Он очень помог мне понять, как работают руки на клавиатуре. Я понял, что мои мышцы, задействованные в игре, спят. Но оказывается их можно довольно быстро пробудить.

Первый видеоотчет преподавателю.
Месяц занятий с нуля:

1 месяц занятий на фортепиано - progress 1 month piano


Действительно, чтобы сохранилось желание заниматься, нужно начинать не с нудных упражнений и теории, а упражнять руки на любимых песнях и мелодиях на выбор, ведь в курсах разобрано 20 видов аккомпанемента. Главное, чтобы занятия были в удовольствие.

Базовые знания, которые открываются в 1-м курсе, уже позволяют ученику играть свои любимые мелодии простым, но красивым аккомпанементом. Это я и называю тренировочным комплексом. Неважно, что играть, - сейчас главное, чтобы в игре были задействованы и просыпались все мышцы рук. Подготавливать руки к красивой беглой игре уже сейчас, с самого начала.

Продолжение отчета Александра.

1.5 месяца:
- левая рука стала играть арпеджио вместе с правой.
- играю все песни по аккордам сходу без подготовки, перебором или целыми аккордами (если быстрый темп).
- правая рука стала ложиться плавно, добился.

Видеоотчёт за неполных два месяца:

2 месяца фортепиано, отрабатываем.

Идём дальше.
1-й курс изучил за неполные два месяца регулярных занятий
26.08.2018 - Начал второй курс

"Упорство, выносливость, проверка – смогу ли круче, красивее…"

- пальцы не болят, стали болеть предплечья снаружи (мышцы активируются - Здорово!).

- удивило – казалось бы правая рука всё умеет…- ничего и не умеет! И побаливает. Осваиваю новые техники, а значит в работе новые группы мышц.

- "Сложно..." пальцы напряжены, скованы, как несмазанный механизм.

(07.09.18) – почти 2 недели 2-го курса:

-"задорная мелодия" стала получаться, работаю над соединением частей.

- хожу терциями (получается быстрее), хотя, кажется, - зачем это надо?

- всё, что играл раньше, - семечки! Как будто всегда умел.

- уроки 2-го курса понятны, дают развитие "вширь", но ещё не знаю, для чего.

- для хорошего быстрого выполнения сложных и красивых упражнений не хватает техники, опыта…, скорости.., а медленно – неинтересно.

- постепенно, значительно легче изучаются мелодии, которые играют опытные пианисты. Это не может не радовать!!!

- первый раз увидел свои руки "сверху"..- испытал приятный шок! Теперь у меня руки, как у пианистов, – кисти отдельно от рук, лёгкие и свободные )))

- руки начинают бегать по октавам, интересно играть.
 

14.10.2018 3.5 месяца

- достиг маленькой цели – играю "Ветер перемен".

Видеоотчёт преподавателю за 3.5 месяца фортепиано, с нуля:
"Ветер перемен", к/ф "Мэри Поппинс, до свидания"
Александр Гуляев - Нижний Новгород

3.5 месяца фортепиано. "Ветер перемен", к/ф "Мэри Поппинс, до свидания" - 3.5 month progress piano

- ступор! Нехватка техники, много ошибок, чем больше повторов мелодии, тем больше ошибаюсь, записать сложно. Можно и по 10-15-40 раз играть, получается только хуже… парадокс! Ничего не помогает.

- помогла учитель: переоценил возможности, забежал вперед
- необходимо методично отрабатывать простые элементы, чтобы безупречно играть сложные

- возвращаюсь к урокам - отрабатываю упражнения.

Видеоотчёт для преподавателя за 4.5 месяца обучения с нуля:

4.5 месяца обучения фортепиано

Посмотрите живую личную переписку с Александром.
Возможно, и ваш пальчик, вместо того, чтобы гладить клавиши, по ним стучит. А это важно. Ведь застопоривается развитие и продвижение. Кроме того, это не может нравиться вам самим.

    

Видеоотчёт для преподавателя за 5 месяцев обучения с нуля:

Фортепиано 5 месяцев практики

Прослушала исполнение Александра. Радуюсь, видя, насколько ему это нравится. Понимаю, что приложен труд. Но работы ещё много. В таких случаях я люблю шутить: "Технически уже лучше, но как-то без души". Теперь задача Александра вложить душу в произведение. Он это понимает и над этим работает. Скоро обещал выслать новый отчет.

Когда начинать применять
средства выразительности
в песне или композиции?

Этот вопрос ученики задают довольно часто.
Но ответ простой.

Только вы можете знать  и чувствовать, в какой момент пора вдохнуть жизнь в произведение.

Когда вы разучиваете новую вещь, вы проделываете  механические действия.  Ваше внимание направлено на отработку технических моментов. Ещё нет целостности - вы не слышите мелодию, а значит украшать ещё нечего.

Когда я разбираю по нотам, подбираю или сочиняю что-то новое, чтобы испытать удовольствие в начале работы, я заучиваю первую музыкальную фразу или один куплет песни до автоматизма. Я повторяю его много-много раз - так, чтобы уже не следить за пальцами. Я начинаю слышать ритмический и мелодический рисунок, прислушиваюсь к телу, в каком месте оно хочет покачаться, на каком месте хотят закрыться глазки, в каком месте хочется сделать паузу, где ускорить или замедлить темп, где сыграть тише, где громче. Прислушиваюсь к рукам, к силе нажатия клавиш. Исполняя этот фрагмент, я балдею по-настоящему. После чего я возвращаюсь в реальность, к механическим действиям, но работать уже не скучно.

Приучайте себя к этой процедуре с самого начала знакомства с инструментом, над чем бы вы ни работали. Даже если вы работаете с чем-то очень простым. Мы любим инструмент и хотим получать удовольствие, - не откладывайте его, приучайте себя наслаждаться каждым звуком с первых дней. Уверяю вас, можно влюбиться даже в гамму, если её проигрывать с душой:)). Я именно так и делаю!
 

Продолжение отчета:

25.02.2018
Скоро 8 месяцев знакомства
с глубокоуважаемым фортепиано!

"Понимаю, что нет предела совершенству! Но достиг всего того, чего хотел!"

Гитару знаю 30 лет, играю для души без тренировок и занятий. Могу месяц не играть, могу 6 часов почти без перерыва дать концерт!

Вот, теперь и на фортепиано приближаюсь к этому.

Играю песни, не классику, - то, что в голове крутится. Не очень многообразно, но, достаточно для игры "по слуху", а не "по нотам".

Правая рука, обычно идёт как ритм, перебор (пару вариантов), а левая – играет мелодию, слова куплетов, припевов… песни, музыка из фильмов.

Развитие…
- Чтобы играть классику или другую инструментальную музыку, необходимо изучать ноты… Но, я
решил, что мне этого не надо, нет желания.

- Начинаю занятия по вашим следующим курсам – буду повышать свою технику игры, учить новые приёмы для разных песен, расклад басовых партий, изменённые схемы аккордов и много другое. Особенно хочется разучить фишки из курса "Мелизмы", чтобы то, что играю звучало ещё красивее, с новыми фишками. 
 
- Думаю, на этой неделе замахнуться на "богемскую рапсодию".

P.S. Играю в удовольствие, когда есть настроение. Давно ничего не болит, такого, чтобы что-то не получалось - нет совсем.

Всё, что раньше руки выполняли - на работе или в быту, каждый раз понимаю, что задействую мышцы, которые раньше "спали", они будто сами хотят работать... интересно))).

Как-то так))).

С уважением и благодарностью за Ваш труд, Александр.

Все-таки я счастливый человек! Ну разве это не счастье,  получать такое откровение от человека, чья мечта сбылась. В такие минуты понимаешь, что живешь и работаешь не зря.

У каждого ученика впереди новые планки, а значит новые трудности, но они уже не пугают. Ведь теперь известно, что нужно делать и как, и понятно, что всё обязательно получится. Просто надо слушать свои руки, а они у нас ой какие умные!

А я всегда рядом. И кроме того, ученики всегда готовы помогать друг другу. Александр не только как сокурсник, но и как врач готов объяснить вам ваши личные затруднения. Его страничка "В Контакте": https://vk.com/id24549223

Ведь он как врач об организме и о мышечной системе знает больше других и высоко оценил, что обучающая программа в нашей Школе единственная начинается с изучения рук на инструменте, а перед началом занятий звучит фраза - "наши пальчики начинаются на плечах и даже на спине".

Посмотрите, как играют и что говорят ученики
разного возраста, которые начали обучение сразу правильно:

https://fono-uroki.ru/uspexi-uchenikov-pianino/

На сегодня это всё.
ДО новых интересных встреч!!